Президиум Мосгорсуда рассмотрит жалобу защитников Константина Пономарева, обвиняемого сразу по нескольким статьям УК РФ, на законность проведения обыска в его квартире.
Пономарев был арестован в начале июня прошлого года. Ему инкриминируется покушение на мошенничество и уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, заведомо ложный донос и ложные показания. Тогда же правоохранители провели серию обысков, в том числе и в его квартире, что является предметом жалобы, которую рассмотрит Мосгорсуд.
Защита Пономарева настаивает, что следственные действия происходили не в квартире, а в офисе его адвоката Павла Казареза, который «работал в момент обыска за своим столом». Казарез действительно сотрудничает с Пономаревым. В частности, представлял его интересы в спорах с «Главстрой-СПб» Олега Дерипаски, IKEA, а также в конфликте с «Кубаньэнерго», где, по версии следствия, Пономарев использовал мошенническую схему.
Сторона Пономарева строит свою жалобу на ст. 450.1 Уголовно-процессуального кодекса «Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката». Однако, по данным выписки из домовой книги и Росреестра, квартира находилась в частной собственности Пономарева и никаких зарегистрированных обременений, например аренды, на момент обыска не было. Не было и обозначений, свидетельствующих о нахождении в квартире адвокатского образования. Документы, которые указывали бы на особый статус помещения, при начале обыска не предъявлялись. Управляющая компания также получала оплату за жилищно-коммунальные услуги от Пономарева как за обычную жилую квартиру.
Аргумент защиты – краткосрочный договор аренды между обвиняемым и его адвокатом Казарезом.
Юристы Константина Пономарева не впервые помогают ему вне стен арбитражных судов. Если Казарез работал в его квартире, то Максим Загорский, другой адвокат, участвовал в подкупе двух свидетелей, чьи показания затем Пономарев использовал в споре с IKEA. Один из них получил $20 000, другой – $50 000. Кроме этого, Загорский зарегистрировал клиента в своем доме в деревне Аносино Смоленской области, после чего в местном районном суде они успешно продолжали тяжбу с налоговыми органами, ПАО «КубаньЭнерго», IKEA. Впоследствии Загорский также был арестован и отправлен под домашний арест.
Пономарев часто использует место жительства или его смену для создания процессуальных коллизий. Например, основным аргументом Пономарева в споре с налоговыми органами было проведение проверки и доначисление НДФЛ и штрафов на сумму более 4 млрд руб. несоответствующим территориальным подразделениям ФНС, потому что еще до начала проверки Пономарев перерегистрировался из столицы в Московскую область, но паспортистка отправила данные сведения с опозданием приблизительно в год.