Бизнес-омбудсмен подготовил предложения по улучшению системы госзакупок

0
253

Наталья Ключевская

IgorVetushko / Depositphotos.com

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов направил Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву соответствующее письмо. Об этом сообщается на официальном сайте правозащитника.

Так, разработанные аппаратом бизнес-омбудсмена проекты изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и подзаконные акты, предусматривают:

  • установление обязательного авансирования при закупках российской продукции (на уровне 30% суммы заказа);
  • определение для заказчиков обязательной квоты закупок российских товаров гражданского назначения, в т. ч. у организаций оборонно-промышленного комплекса (в 2020 году планируется установить такую квоту на уровне 15%, а в 2021 году – 30%);
  • введение запрета на включение в предмет одного контракта (одного лота) товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет или ограничения на допуск к закупкам, и товаров, работ, услуг, в отношении которых ограничений не имеется (отмечается, что сейчас заказчики могут обходить запрет или ограничения на закупку иностранных товаров путем смешивания лотов).

По мнению разработчиков поправок, продолжительность программы экономической поддержки посредством квот должна составлять от пяти до десяти лет. «Это позволит стимулировать производство отечественной промышленной продукции, в т. ч. необходимой для реализации национальных проектов», – подчеркнул уполномоченный.

Вправе ли заказчик и организаторы закупки редактировать сведения, указанные участниками закупки в заявках на закупку, в т. ч. на получение преференции? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в «Энциклопедии судебной практики» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В целом авторы инициативы считают, что действующие механизмы в сфере госзакупок не стимулируют развитие отечественной продукции. «В частности, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ не предусматривает приоритета при закупках для российской продукции. Отечественная продукция может не допускаться для поставок посредством простых манипуляций при составлении технических заданий и документации. Например, путем указания избыточных (завышенных) характеристик, присущих только иностранной продукции, недобросовестные заказчики могут обходить механизмы импортозамещения «третий лишний», «ценовые преференции», что не позволяет российским компаниям подавать заявки на участие в закупках», – отмечается в письме.

Также в качестве сдерживающих участие отечественных производителей в закупках указываются короткие сроки поставки продукции, которые не позволяют даже в краткосрочном периоде спланировать загрузку отечественных производств, и отсутствие обязанности заказчика устанавливать авансирование по заключаемым госконтрактам.