До конца года планируется решить вопрос о создании интеллектуальной системы учета потребления газа и принять программу развития рынка газомоторного топлива
Мария Шувалова
Одним из главных итогов работы Госдумы в рамках прошедшей осенней сессии в области энергетики председатель профильного комитета палаты Павел Завальный считает принятие закона о создании интеллектуальной системы учета электроэнергии (Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ). Документом предусмотрено, в частности, что с 1 июля 2020 года учет энергии на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению должен осуществляться с помощью так называемых умных счетчиков, предоставляющих удаленный доступ к автоматически фиксируемым показаниям. Обязанность по установке счетчиков возложена на сетевые организации, а в отношении МКД – на гарантирующих поставщиков (п. 5 ст. 37 Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Создание систем интеллектуального учета потребляемых ресурсов, по мнению Комитета Госдумы по энергетике, является одной из значимых мер по цифровизации энергетического комплекса. При этом введение такой системы в электросетевом комплексе, по предварительным оценкам, позволит сократить затраты ПАО «Россети» на обслуживание сетей на 25-30%, а значит, значительного повышения тарифов на электроэнергию в связи с необходимостью установки интеллектуальных счетчиков не предвидится.
Как доказать, что установленный счетчик не введен в эксплуатацию, и каким образом в этом случае рассчитывается плата за коммунальную услугу, узнайте из материала «Оснащение помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
К 1 марта должны быть подготовлены предложения о создании аналогичной интеллектуальной системы учета в газовой отрасли – данное поручение, по словам Павла Завального, дано курирующим сферу энергетики вице-премьером Дмитрием Козаком. По мнению депутата, обязанность по установке умных счетчиков с удаленным доступом к их показаниям, которые, к слову, дороже обычных, также должна быть возложена на сетевые компании и поставщиков, в противном случае одна из постановленных перед такой системой задач, а именно: повышение платежной дисциплины – не будет решена. Напомним, что к 1 января текущего года (в Республике Крым и Севастополе – до 1 января 2021 года) в домах, отапливаемых газом, за исключением тех, где объем потребления не превышает два кубометра в час, счетчики уже должны быть установлены – собственниками жилья или за их счет, в том числе путем предоставления рассрочки на пять лет, ресурсоснабжающими организациями (ч. 1, ч. 5.1, ч. 6.1, ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Тем не менее на практике имеет место как неисполнение этой обязанности самими потребителями, так и случаи препятствования ими установке счетчиков сетевой компанией, а также намеренной поломки установленных приборов учета, отметил депутат, подчеркнув, что в отсутствие счетчиков (а ответственности за их неустановку для граждан не предусмотрено) говорить о платежной дисциплине нельзя в принципе.
Кроме того, в планах на более отдаленную перспективу – создание интеллектуальной системы учета поставки коммунальных услуг по тепло- и водоснабжению, соответствующая идея уже обсуждается Комитетом Госдумы по энергетике с Комитетом Госдумы по жилищной политике и ЖКХ и Минэнерго России. Однако в отличие от сферы энерго- и газоснабжения, где затраты на формирование такой системы должна перекрыть экономия, полученная за счет более точных расчетов и повышения платежной дисциплины, переход к новой системе учета подаваемых воды и тепла аналогичной существенной экономии не гарантирует, и тарифы в случае принятия соответствующего решения будут повышены довольно существенно, полагает Павел Завальный.
Еще одно важное направление работы – регулирование рынка моторного топлива, в частности стимулирование перехода на использование в качестве топлива компримированного (сжатого) или сжиженного природного газа. Как отметил депутат, несмотря на очевидные преимущества газа по сравнению с бензином и дизельным топливом, среди которых: дешевизна – в среднем 14 руб. за кубометр газа против 42-45 руб. за литр бензина (АИ-92, АИ-95), экологичность – работающие на газовом топливе автомобили, как правило, относятся к шестому экологическому классу, экономичное расходование и др., на сегодняшний день загрузка функционирующих газовых заправок составляет всего 27%. Это связано, по его мнению, с недостаточным количеством сервисов по необходимому для использования газомоторного топлива переоборудованию автомобилей и отсутствием мотивации к производству изначально «газовых» транспортных средств, которые, кстати, примерно на 20% дороже обычных, что обусловливает невысокий спрос на них. Стоит отметить, что действовавшей, в том числе в прошлом году, программой субсидирования производителей техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива (постановление Правительства РФ от 12 июля 2016 г. № 667), предусматривалось в качестве обязательного условия получения субсидии предоставление покупателям скидки на такую технику.
Для увеличения объема потребления природного газа в качестве моторного топлива планируется дополнить государственную программу по энергоэффективности и развитию энергетики соответствующей подпрограммой «Развитие рынка газомоторного топлива» (доработанный текст проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики»). В ней предлагается закрепить конкретные показатели по количеству объектов газозаправочной инфраструктуры, транспортных средств, использующих газ (автомобилей, железнодорожного транспорта, единиц сельскохозяйственной и карьерной техники), объему производства такой техники, которых предстоит достигнуть уже к 2020 году. По словам Павла Завального, документ должен быть принят в этом году.