Минэкономразвития России прогнозирует положительную динамику инвестиций в основной капитал
Александра Урошлева
Основой для разработки проекта бюджета является прежде всего прогноз социально-экономического развития (п. 1 ст. 169, п. 2 ст. 172 Бюджетного кодекса). Такой прогноз на федеральном уровне разрабатывается Минэкономразвития России и одобряется Правительством РФ (п. 2-3 ст. 173 Бюджетного кодекса РФ).
18 апреля текущего года Правительство РФ одобрило подготовленные министерством сценарные условия прогноза социально-экономического развития России на 2019-2024 годы1. Речь идет о возможных вариантах развития, на основе которых в итоге разрабатывается сам прогноз (п. 36 Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период). Сценарные условия используются, как сообщила директор департамента макроэкономического анализа и прогнозирования Минэкономразвития России Полина Бадасен на тематических общественных слушаниях в ОП РФ, для уточнения параметров бюджета на текущий год и составления окончательной версии прогноза, который ляжет в основу трехлетнего бюджета. Финальную версию прогноза министерство представит в августе.
По мнению Секретаря ОП РФ Валерия Фадеева, сейчас существует серьезный диссонанс между поставленными главой государства в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 национальными целями и стратегическими задачами и ходом их текущей реализации. Эксперт считает, что обозначенные президентом цели могут быть достигнуты, но при анализе разработанных паспортов нацпроектов «напрашивается» обратный вывод. Заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, член Совета ОП РФ Иосиф Дискин заметил, что для достижения национальных целей необходимо прежде всего эффективно расходовать бюджетные средства. Эксперты полагают, что обсуждению и проработке на правительственном уровне соответствующих вопросов расходования денежных средств следует уделять больше внимания. Советник Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции, академик РАН, д. э. н. Сергей Глазьев, например, полагает, что нужно отойти от механистического подхода в экономической политике и воспринимать экономику как некий живой организм – при реализации политических решений в сфере экономики целью должен быть экономический рост, а не исключительно снижение инфляции. Кстати, инфляция согласно сценарным условиям прогноза социально-экономического развития по итогам текущего года составит 4,3%, а в 2020 году снизится до 3,8%.
«Итоги 2018 года и то, как начала развиваться ситуация в 2019 году в целом соответствуют ожиданиям», – отметила в свою очередь Полина Бадасен. МВФ по результатам 2018 года скорректировал на 0,6 процентных пунктов вниз свой прогноз мирового экономического роста до 3,3% роста в 2019 году. Но это, по словам представителя Минэкономразвития России, не стало негативным сюрпризом. В базовый сценарий прогноза социально-экономического развития министерством заложена предпосылка о замедлении мирового экономического роста до 3,3% в 2019 году и 2,9% в 2024 году.
Важной внешней предпосылкой социально-экономического развития является также цена на нефть. Согласно сценарным условиям цена на нее в среднем за первый квартал текущего года составила $63,2 за баррель и сложилась на уровне, близком к заложенному в прогноз до 2024 года. При этом прогнозируется постепенное снижение цен до $59,7 за баррель в 2020 году и $53,5 к 2024 году. Такой прогноз связан в том числе и с тем, что в июне текущего года истекает срок действия соглашения ОПЕК+, а в США будут введены дополнительные трубопроводные мощности, что снизит экспортные барьеры.
За прошедшие пять месяцев текущего года, по данным, озвученным Полиной Бадасен, курс рубля по отношению к доллару установился в среднем на уровне 65,5 руб. против 65,6 руб. согласно прогнозу. Представитель министерства отметила, что в пользу укрепления рубля в течение текущего года будет играть восстановление притока средств иностранных инвесторов на рынок облигаций федерального займа. С другой стороны, ослабление кредитно-денежной политики, уже проявившееся среди прочего в снижении Банком России ключевой ставки до 7,5%, и уменьшение цен на нефть станут факторами ослабления курса рубля. В итоге, по словам Полины Бадасен, обменный курс прогнозируется стабильным и в среднем за 2019 год составит 65,1 руб.
Темы роста ВВП в первом квартале текущего года замедлились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, но, как заметила Полина Бадасен, это соответствует министерским ожиданиям, связанным с необходимостью адаптации экономики к повышению налоговой нагрузки [имеется в виду прежде всего увеличение ставки НДС. – ГАРАНТ.РУ]. По итогам года прогнозируется, по оценкам Минэкономразвития России, что темпы роста ВВП составят 1,3%.
В 2018 году по сравнению с предыдущим годом на 4,3% выросли инвестиции в основной капитал. В первом квартале текущего года темы роста замедлились на 0,5%, но в дальнейшем в этом году, как сообщила представитель министерства, ожидается восстановление инвестиционной динамики, что приведет к росту инвестиций по итогам года на уровне 3,1%. Положительную динамику инвестирования Минэкономразвития России прогнозирует, учитывая грядущую реформу контрольно-надзорной деятельности, предполагающую облегчение административной нагрузки на бизнес, программу трансформации делового климата, планируемое внедрение долгосрочного тарифного регулирования.
Как определяется предельная величина инвестиционного налогового вычета? Узнайте ответ в «Энциклопедия решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Полина Бадасен указала, опираясь на сценарные условия прогноза социально-экономического развития, что прогноз предполагает достижение национальных целей развития и ключевых целевых показателей нацпроектов. Но не все участники общественных слушаний высказали уверенность в данной позиции. Генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы», заместитель председателя комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко, например, выразил сомнения в возможности достижения целевых демографических показателей. Так, по его словам, по нынешним прогнозам к концу текущего года показатель естественной убыли населения составит 400 тыс. человек, что не согласуется с достижением национальной цели обеспечения устойчивого естественного роста численности населения. Эксперт считает, что в сценарных условиях и в составляемом на их основе прогнозе недостаточно внимания уделяется учету именно социальных факторов, а упор делается лишь на экономическую сферу.
Директор Центра мониторинга развития промышленности, заместитель председателя комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин указал на то, что, по его мнению, следует ориентироваться при разработке прогнозов социально-экономического развития прежде всего на внутренние, а не на внешние факторы. Валерий Фадеев в свою очередь заметил, что одним из ключевых показателей, учитываемых при разработке сценарных условий и прогноза, являются цены на нефть. Доля нефтегазовых доходов федерального бюджета составляет, по его словам, около 45%, но при этом в рамках консолидированного бюджета она равняется 20-25%. Эксперт считает, что в сценарных условиях необходимо детальнее прорабатывать вопросы учета иных факторов, влияющих на доходы федерального и регионального бюджетов.
______________________________
1 Со сценарными условиями прогноза социально-экономического развития на 2019-2024 годы можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России.