Плановые проверки Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей в этом году незаконны
Генеральная прокуратура РФ считает противозаконным проведение плановых проверок ИП и организаций в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (проводятся Роспотребнадзором).
Проведение таких проверок – на данный момент – противоречит законодательству, поскольку:
- надзор в сфере защиты прав потребителей надлежит осуществлять с применением РОП, то есть риск-ориентированного подхода (это прямо предусмотрено п. 26 Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением РОП, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806; далее – Постановление),
- при этом Роспотребнадзор был обязан еще до 15 мая 2017 года внести в Правительство РФ проект акта об утверждении критериев отнесения деятельности к определенной категории риска для данного вида надзора (подп. «л» п. 3.1 Постановления);
- ведомство эту обязанность не исполнило;
- критерии для определения категории риска в области защиты прав потребителей не утверждены, значит, ни для одного поднадзорного лица не определены ни «своя» категория риска, ни «своя» периодичность плановых проверок,
- следовательно, проведение плановой проверки в таких условиях будет грубо нарушать Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ в части соблюдения установленной периодичности проведения плановой проверки (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 18 февраля 2019 г. № 76/2-573-2018).
Итак: для видов надзора, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, возможность проведения плановых проверок без категорирования подконтрольных объектов законодательством не предусмотрена.
Подробнее о применении риск-ориентированного подхода при организации Роспотребнадзором плановых проверок в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Напомним, что Генеральная прокуратура РФ и ранее высказывала аналогичное мнение (письмо от 9 февраля 2018 г. № 76/2-156-2018).
Отметим, что существует и дополнительная точка зрения на описанную проблему:
- если критерии для определения категории риска в области защиты прав потребителей не утверждены, значит, ни одно поднадзорное лицо не «получило» свою категорию риска,
- а следовательно, в силу прямого указания законодательства, все поднадзорные объекты автоматически считаются отнесенными к категории низкого риска;
- а в отношении «низкорисковых» объектов плановые проверки не проводятся вообще.
Таким образом, бизнес-субъекты получили дополнительный козырь для обжалования плановых проверок Роспотребнадзора в рамках надзора за соблюдением прав потребителей. Козырь «действителен» до введения РОП в данной сфере надзора. Однако у почтенного ведомства есть и иные виды надзора – в первую очередь, за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил. В этом виде надзора РОП введен и фактически работает уже давно. Правда, и тут не все гладко: не утверждены чек-листы для плановых санитарных проверок всех поднадзорных объектов. В связи с этим, по мнению Генеральной прокуратуры РФ, плановые санитарные проверки этих «безлистовых» объектов вовсе нельзя проводить – впредь до утверждения проверочных листов.