Законопроект о государственном и муниципальном контроле планируется внести в Госдуму в рамках осенней сессии текущего года
Александра Урошлева
Уже несколько лет разрабатывается нормативная база для реализации реформы контрольно-надзорной деятельности. В конце 2017 года Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который был принят в первом чтении 21 февраля 2018 года. Однако проект вызвал немало нареканий со стороны экспертного сообщества, к нему было предложено много поправок. В результате в мае текущего года Минэкономразвития России представило новую версию законопроекта, которая сейчас активно обсуждается1. Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Светлана Горячева на круглом столе в верхней палате парламента, посвященном обсуждению реформы, отметила, что новый законопроект о государственном и муниципальном контроле планируется внести в Госдуму в рамках осенней сессии нижней палаты, первое заседание которой запланировано на 10 сентября.
Проект направлялся для анализа и формирования предложений в органы государственной власти субъектов РФ. По словам Светланы Горячевой, отзывы поступили из 84 регионов, от органов как исполнительной, так и законодательной власти. В целом субъекты РФ поддержали законопроект. Однако многие из них указали на неясность в отношении того, каких изменений следует ожидать в КоАП РФ, как именно с нормативной точки зрения будет реализован механизм так называемой регуляторной гильотины. От Волгоградской области поступило предложение о внедрении института самоконтроля, предполагающего проведение хозяйствующим субъектом самообследования с последующим представлением декларации о соблюдении обязательных требований. А за представление подконтрольным лицом недостоверных сведений в декларации должна быть предусмотрена ответственность. Отметим, что текущей версией законопроекта предполагается закрепление возможностей добровольного использования негосударственных форм контроля и независимой оценки соблюдения обязательных требований и добровольного мониторинга.
Парламентарий обратила внимание на то, что многие регионы выразили опасения по поводу цифровизации процессов контрольно-надзорной деятельности. Так, в Костромской области около 60% подконтрольных лиц – физлица, которые пока не могут позволить себе переход на электронный документооборот, использование ЭЦП и т. д. Аналогичные соображения высказали представители Краснодарского края, Республики Бурятия, Ненецкого автономного округа, Алтайского края, Новосибирской области. Кроме того, от регионов поступили предложения о закреплении сроков внесения изменений в НПА, которые потребуется скорректировать в рамках реформы. Согласно их позиции точная дата вступления поправок в силу должна быть установлена не только применительно к «основному» законопроекту. Напомним, что в текущем проекте закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» закреплено в качестве даты вступления в силу соответствующего закона 1 января 2021 года.
«Существующая система контроля и надзора является неэффективной. Она не достигает своей главной цели – снижения социально-значимых рисков. Прежде всего речь идет о рисках смертности, травматизма, причинения существенного хозяйственного, экологического, культурного и иного ущерба», – считает заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Юрий Любимов. Он заметил, что уровень смертности по ряду видов контроля в России превышает примерно в 10 раз аналогичные показатели в других странах. «Необходимо понимать, что мы хотим не ослабить систему и сделать незащищенным человека от недобросовестных предпринимателей, а наоборот, хотим повысить уровень защиты граждан за счет направления сил, ресурсов в нужное русло», – подчеркнул эксперт. Напомним, что в случае принятия на основе подготовленного Минэкономразвития России проекта соответствующего закона утратит силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Юрий Любимов отметил, что реформа должна достичь реальных, а не «декоративных» результатов. Сейчас, по его словам, насчитывается около 220 видов государственного и муниципального контроля и примерно 500 видов разрешительной деятельности. Серьезной проблемой при этом является, на что обратила внимание директор Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития России Надежда Машкова, дублирование контрольно-надзорных полномочий разных государственных органов и органов местного самоуправления. В рамках реформы, как сообщила представитель министерства, планируется по возможности сократить количество видов контроля. Она считает, что следует идти по пути укрупнения сфер контроля (надзора).
Узнайте о том, как вести себя во время проверок контролирующих органов из «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Надежда Машкова также обозначила, что в рамках реформы предполагается разработка Правительством РФ положений по каждому из видов контроля, в которых будут закрепляться в том числе целевые значения и показатели осуществления контрольно-надзорной деятельности. Но на сегодняшний день, по ее словам, такая работа осложняется необходимостью вовлечения в этот процесс не только Минэкономразвития России как общего методолога, но и иных отраслевых регуляторов, включая региональные. «В законопроекте при этом предусмотрено, что в отношении каждого вида регионального государственного и муниципального контроля должен быть закреплен отраслевой федеральный орган исполнительной власти, ответственный за методологическую поддержку регионов и контролеров на местах, чтобы не оставалось «подвешенных» контрольных функций», – отметила Надежда Машкова.
______________________________
1 С текстом проекта закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/05-19/00091298).