По сведениям Центробанка, становится все больше преступлений с использованием социальной инженерии. Регулятор пообещал подумать, как предупреждать население о таких мошенничествах. Защищаться от киберпреступлений важно, а наказания недостаточно суровые, считает зампред ЦБ.
Самый частый вид такого преступления, когда мошенник звонит человеку под видом работника службы безопасности банка и выуживает данные для того, чтобы украсть деньги с карты. При этом он знает некоторые персональные данные. Например, он может обратиться по имени и отчеству, знать последние цифры номера карты и т. д., пишут «Ведомости».
Практика «Проблема-115»: зачем банкам заградительные тарифы
Чтобы проанализировать такие преступления, регулятор создал рабочую группу из представителей розничных банков. По итогам исследования группа должна будет подготовить для граждан информирующие материалы с методами противодействия мошенникам.
В частности, среди обсуждаемых вопросов – способы информирования населения и составление портретов потенциальных жертв преступников.
Ранее РИА передавало слова первого зампреда ЦБ Сергея Швецова на Международной конференции по страхованию. Его беспокоят новые технологии, которые потенциально несут очень большие риски, если не ужесточить ответственность за преступления в этой сфере. Швецов добавил, что за 10 лет должно прийти осознание необходимости серьезно защититься от киберпреступности.
Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации предусмотрена гл. 28 УК РФ, а также рядом статей о мошенничестве (ст. 159.3, 159.6 УК РФ). Среди возможных наказаний – штраф от 100 000 руб., принудительные работы от шести месяцев до пяти лет, ограничение свободы до двух лет, а также лишение свободы на срок до 10 лет.
В 2017 году в УК был добавлен состав за неправомерное воздействие на информационные системы РФ, предназначенные для решения ключевых государственных задач (ст. 274.1). Крайняя мера наказания – лишение свободы на срок от пяти до 10 лет.