Первое чтение в Госдуме прошёл законопроект, который позволит уполномоченным по правам человека в регионах обращаться в прокуратуру с требованием о проверке решений суда и составлять исковые заявления в защиту граждан.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в каждом регионе установлены свои правила деятельности уполномоченных, что приводит к их неравному положению. Порой омбудсменам сложно помочь гражданам из-за нехватки сотрудников в аппарате, отсутствия закреплённого механизма их взаимодействия с территориальными органами МВД, ФСИН, МЧС. Содокладчик Сергей Гаврилов рассказал, что проблема в том, что львиная доля обращений граждан приходит в Москву, хотя их могли бы рассматривать региональные уполномоченные.
Законодательство Минюст предлагает разрешить омбудсменам принимать заключённых в колониях
Одобренный сегодня законопроект должен ликвидировать эти пробелы. Теперь омбудсмены смогут просить прокуратуру проверить решение суда в отношении гражданина, участвовать в заседаниях законодательного регионального органа, в работе его комитетов и комиссий при рассмотрении законов, связанных с правами и свободами человека. Среди новых возможностей уполномоченных и право обратиться с административным иском в защиту прав иных лиц в порядке ст. 40, 218 КАС. «Это завершение создания в России полноценной и органичной системы защиты прав человека», – сказал Гаврилов.
Многочисленные вопросы депутатов вызвало опасение, что уполномоченные побоятся обращаться в прокуратуру для защиты прав граждан, чтобы не портить отношения с региональными властями. Депутат Алексей Куринный из КПРФ говорит о том, что в первую очередь необходимо дать омбудсменам независимость. Например, сделать так, чтобы их назначали не губернаторы, и привлекать общественные организации к работе уполномоченных. Также он предложил наделить правом обращаться в суд не только региональных омбудсменов, но и депутатов Госдумы, чтобы они могли отстаивать права неопределённого круга лиц.
Депутат Владимир Вяткин из «Единой России» считает, что институт уполномоченных в регионах работает. «Если человек [омбудсмен] должен быть абсолютно независим, то почему он должен получать деньги из бюджета? А если он не будет получать деньги из бюджета, то кто ему будет платить? <…> На самом деле всё зависит от личности человека, который назначается на эту должность», – рассудил Вяткин.
Законопроект № 573725-7 «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации».