Компании, в которых более 50% акций принадлежат государству, не смогут приобретать доли в организациях финансового сектора. Эксперты считают, что такие ограничения не окажут существенного влияния на рынок.
Минэкономразвития разработало законопроект, принятие которого позволит ограничить рост доли государства в финсекторе, считают в ведомстве. Согласно положениям документа, не допускается приобретение государством, его субъектами и ЦБ акций или долей в уставных капиталах компаний, осуществляющих деятельность на финансовых рынках. Такой же запрет коснется организаций, в которых более 50% акций или долей прямо или косвенно принадлежат государству или ЦБ. А в случае выявления нарушения ФАС сможет обратиться в арбитражный суд с требованием о признании последствий таких сделок недействительными.
В этом сюжете
-
ФАС: высокая госдоля в экономике сдерживает развитие конкуренции
6 мая, 9:20
-
ФАС предлагает сократить число естественных монополий
1 апреля, 8:28
-
Огосударствление и уход иностранных инвесторов: как живет рынок M&A
29 марта, 9:04
В сопроводительных материалах к документу его авторы отмечают, что поправки помогут создать «условия для повышения развития конкуренции на рынке финансовых услуг». Такую задумку находят полезной опрошенные «Право.ru» эксперты, но сами изменения считают малоэффективными. «Если подходить к прочтению законопроекта буквально, то он несколько сужает сферу возможного действия», – замечает партнёр
ЕМПП
ЕМПП
Федеральный рейтинг
II
группа
Рынки капиталов
II
группа
Семейное/Наследственное право
IV
группа
Арбитражное судопроизводство
×
Олег Бычков. По его мнению, предлагаемая формулировка все же позволит избежать ограничений компаниям, находящимся под контролем у государства. «В ряде случаев контроль может следовать из специальных прав акционеров или участников, владеющих и меньшим количеством акций и долей», – подчеркивает юрист.
К тому же документ предусматривает исключения для случаев, когда приобретение доли государством предусмотрено федеральными законами, актами президента или правительства. Также ограничения не будут распространяться на приобретение Центробанком акций или долей финансовых организаций в рамках осуществления им мероприятий по предупреждению банкротства. Однако это немалая часть подобных сделок, замечает Дмитрий Лесняк, руководитель GR практики юридической компании
BMS Law Firm
BMS
Федеральный рейтинг
III
группа
Уголовное право и процесс
×
. А это, считает он, ставит под сомнение результативность предлагаемых мер.
Сам законопроект является частью будущей нормативной базы, которая должна быть принята для реализации дорожной карты по развитию конкуренции в России и переходу в состояние конкурентного рынка, утвержденной правительством в прошлом году. Но поправки могут стать запоздалыми, опасается Дарья Носова, руководитель практики ФинТех в
O2 Consulting
O2 Consulting
Федеральный рейтинг
II
группа
ТМТ
II
группа
Налоговое право и налоговые споры
III
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения
III
группа
Интеллектуальная собственность
×
, поскольку уже на начало 2019 года в различных отчетах фиксируются значительные цифры (порядка 60%) кардинального роста участия государства в финансовом секторе. При этом, подчеркивает Носова, законопроект устанавливает лишь так называемую рамку, а регулирующие правила будут утверждаться на уровне исполнительной власти. Так, отмечает она, не закон, а ФАС будет определять, что является «деятельностью на финансовых рынках в условиях конкуренции», также правительство или президент смогут устанавливать любые исключения из общего правила. «Поэтому сложно согласиться с заявленной разработчиками законопроекта целью повышения развития конкуренции на рынке финансовых услуг. На мой взгляд, в таком формате она может быть и не достигнута, так как по своей структуре закон этого сам по себе не обеспечивает», – заключает эксперт.
Проект закона «О внесении изменений в федеральный закон «О защите конкуренции».