Валютный контроль: отменить или реформировать?

    0
    226

    Алина Дмитриева

    SergeyNivens / Depositphotos.com

    В 2018 году было озвучено предложение по ликвидации валютного контроля, о чем мы писали ранее. Данная позиция сохраняется и на сегодняшний день. Так, эксперты в ходе прошедшего на прошлой неделе круглого стола в ТПП РФ отметили, что избыточные требования валютного контроля и жесткие меры административной ответственности за их несоблюдение являются основными барьерами при экспорте.

    Руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ Антонина Левашенко выделила негативные последствия избыточного валютного контроля:

    • репатриация – возврат резидентом денежных средств в Россию, уплаченных нерезиденту за неввезенные в РФ товары, невыполненные работы или неоказанные услуги (подп. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее – Закон № 173-ФЗ), препятствует развитию внешнеторговой деятельности и создает нагрузку на экспортеров;
    • повышение риска финансовых потерь юридическими лицами из-за невозврата валютной выручки (от 75% до 100% штрафа от суммы сделки);
    • лишение бюджета России дополнительных налоговых поступлений и стимулирование ведения бизнеса через иностранные оффшорные компании;
    • невозможность использования электронных денежных средств для расчетов в коммерческих отношениях, в том числе трансграничных.

    Кроме того, эксперт добавила, что проблемы с репатриацией возникают, в частности, у строительных компаний. По ее словам, проблема заключается в конвертации местной валюты, подлежащей переводу на счета в Россию, после оплаты нерезидентами местных расходов в период строительства.

    В связи с этим Антонина Левашенко предложила отменить валютный контроль. Однако до этого рекомендовала принять ряд мер по совершенствованию системы противодействия отмыванию денег в международной торговле. В качестве примера она указала необходимость развития международного взаимодействия таможенных органов и ПФР, а также разработку руководства Росфинмониторинга и ФТС России для банков с целью минимизации рисков отмывания денег на основе стандартов ФАТФ.

    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

    Авторская колонка ведущего консультанта Департамента налогового консультирования ГК «АКИГ» Андрея Айвазова: «На секретной службе ФАТФ. Как контроль за отмыванием денег постепенно становится новым кошмаром бизнеса и владельцев капитала»

    По словам Антонины Левашенко, необходимо перейти на новые механизмы получения информации по зарубежным счетам, а именно: исключить из Закона № 173-ФЗ нормы, обязывающие резидентов уведомлять и отчитываться по зарубежным счетам, и перенести их в Налоговый кодекс. В настоящий момент Банк России и Правительство РФ являются органами валютного регулирования (ст. 5 Закона № 173-ФЗ), поэтому предложение эксперта заключается в передаче функции по контролю за зарубежными счетами в компетенцию ФНС России. В этом случае налоговые органы будут давать разъяснения, обмениваться информацией с зарубежными органами, а достичь этого возможно посредством расширения договоренностей об обмене информацией и поэтапной отмены отчетности с теми странами, где такой обмен уже существует.

    В свою очередь, следует отметить, что основным требованием в сфере валютного контроля является своевременное получение валютных средств на банковский счет согласно заключенному между резидентами и нерезидентами договору при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ). Директор по вопросам регулирования в сфере ВЭД компании «Российский экспортный центр» Михаил Антипов дополнил, что на практике необходимо объяснить банку происхождение валютной выручки и в случае нарушения понести административную (ст. 15.25 КоАП) или даже уголовную ответственность (ст. 193 Уголовного кодекса).

    При этом административная ответственность предусмотрена за:

    • осуществление незаконных валютных операций, например, проведение расчетов между резидентом и нерезидентом по внешнеторговому договору путем перевода денег на расчетный счет последнего, минуя счет в уполномоченном банке, в котором был открыт паспорт сделки. Ответственность для граждан, ИП, юрлиц может быть в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, а для должностных лиц – от 20 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ);
    • нарушение месячного срока представления резидентом уведомления об открытии или закрытии счета или об изменении его реквизитов, а также за нарушение формы указанного уведомления. Для граждан штраф составит от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб., для должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб., юрлиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). При этом за непредставление уведомления штраф может вырасти для граждан до 5 тыс. руб., должностных лиц – до 50 тыс. руб., а юрлиц – до 1 млн руб. (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ);
    • несоблюдение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, непредставление или представление позже срока отчетов о движении средств по счетам в банках, нарушение порядка представления документов и информации, подтверждающих осуществление валютных операций, правил оформления паспортов сделок следует наложение штрафа на граждан в размере до 3 тыс. руб., должностных лиц – до 5 тыс. руб., юрлиц – до 50 тыс. руб. (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ).

    Кроме того, предусмотрена административная ответственность за несоблюдение резидентами сроков, установленных контрактом, по репатриации денежных средств за поставленные товары, оказанные работы или услуги и за невыполнение обязанности по возврату денежных средств в Россию, уплаченных нерезидентам за товары, услуги и работы, которые не ввезены и не оказаны (ч. 4-5 ст. 15.25 КоАП РФ). Законодатель также поставил размер назначаемого административного штрафа за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в зависимость от количества дней просрочки: до 10 дней, от 10 до 30 дней, свыше 30 дней соответственно (ч. 6.1-6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

    В случае уклонения лица от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или в рублях в крупном размере, ему может быть назначено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет (ст. 193 УК РФ). При этом крупным размером в данном случае признается сумма, превышающая 9 млн руб. Если сумма валюты, которая не возвращена в Россию, меньше, то данное деяние будет квалифицироваться по нормам административного права.

    Михаил Антипов предложил изменения в КоАП РФ, которые уменьшат количество административных правонарушений:

    • разрешить зачисление валютной выручки на счет в уполномоченном банке в срок, не превышающий предусмотренный контрактом срок более, чем на 30 дней;
    • разрешить зачисление выручки на счет в зарубежном банке при условии ее перевода на счет в уполномоченном банке в течение 30 дней;
    • разрешить зачисление выручки в российских рублях на счет в зарубежном банке (от 10% в 2020 году до 100% в 2024 году);
    • установить мораторий на штраф за невозврат валютной выручки сверх установленного контрактом срока на 30 дней;
    • установить мораторий на штраф за непредставление отчетности о валютных операциях на 90 дней.

    Кроме того, он предложил исключить ст. 193 из УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за уклонение лица от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или в рублях.

    Эксперты отметили, что существующий валютный контроль создает излишнее обременение для российских предпринимателей и экспортеров. При этом в работе круглого стола приняли участие представители Минфина России и Банка России, которые сообщили, что примут к рассмотрению предложения экспертов в части разработки мер, направленных на либерализацию ответственности за нарушение требований валютного законодательства в России.