Выпущена методичка по подготовке и проведению итогового сочинения в 2019/2020 учебном году

0
314

Наталья Ключевская

BagginsES / Depositphotos.com

Методические рекомендации разработаны Рособрнадзором для органов управления образованием субъектов РФ, образовательных организаций, участников итогового сочинения и экспертов, участвующих в проверке работ. Они включают в себя:

  • методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения);
  • методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения);
  • правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения);
  • методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования;
  • критерии оценивания итогового сочинения (изложения);
  • сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения);
  • рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения);
  • рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

В частности, Рособрнадзор напоминает об общих правилах проведения итогового сочинения (изложения). Отмечается, что успешное написание сочинения является для выпускников школ допуском к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. Оговариваются сроки проведения сочинения в текущем учебном году: основной срок – 4 декабря 2019 года, дополнительный – 5 февраля и 6 мая 2020 года для тех, кто получил неудовлетворительный результат, не явился на итоговое сочинение, не завершил его написание по уважительным причинам или был удален из класса. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам вместо сочинения разрешено писать итоговое изложение.

Как и ранее, продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составит 3 часа 55 минут (235 минут), а для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов – на 1,5 часа дольше. Даны рекомендации по объему итогового сочинения – не менее 350 слов (минимально допустимый порог – 250 слов) и итогового изложения – 200 слов (минимум – 150 слов). В документе указывается на запреты для участников сочинения (изложения) во время его проведения – они касаются наличия при себе средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры, справочных материалов, письменных заметок и иных средств хранения и передачи информации, собственных орфографических или толковых словарей. Также ограничения распространяются на использование текстов литературного материала (художественных произведений, дневников, мемуаров и других литературных источников). В случае нарушения указанных требований участник подлежит удалению.

Также методичка содержит пояснения, касающиеся особенностей раскрытия тематических направлений сочинений на текущий учебный год. Например, темы, связанные с направлением «Война и мир», предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой эпопеи. Раскрывая эту тему, обучающимся предлагается поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их соотношении и т. п. В рамках написания сочинения по тематике «Надежда и отчаяние» рекомендуется на примере героев произведений отечественной и зарубежной литературы проиллюстрировать проявления их активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности.

Что касается направления «Добро и зло», то здесь Роспотребнадзор усматривает большой простор для выражения мыслей школьников, поскольку конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора. В свою очередь, тематика «Гордость и смирение» предусматривает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте, причем у авторов сочинений есть право выбора, какой смысловой аспект этих понятий осветить – позитивный или негативный. Наконец, тема «Он и она» касается взаимоотношений между мужчиной и женщиной (как в личной, так и в социальной сфере). «Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия», – подчеркивается в методичке.

Рекомендации доступны для ознакомления на официальном сайте Рособрнадзора и информационном портале ЕГЭ. Документы направлены в регионы для ознакомления.