Учителей хотят освободить от излишней отчетности

0
301

Наталья Ключевская

racorn/ Depositphotos.com

Необходимость принятия такой меры обусловлена результатами проведенного Советом Федерации онлайн-опроса учителей по поводу их бюрократической нагрузки. Соответствующая информация появилась на официальном сайте верхней палаты парламента.

Опрос был организован с целью изучения мнения профессионального сообщества и выявления проблем, с которыми сталкиваются учителя в повседневной деятельности. В частности, респонденты указали на документы, не относящиеся напрямую к образовательной деятельности. Большинство участников считают излишними видео- и фотоотчеты по внеклассным и воспитательным мероприятиям, статистические отчеты для различных министерств и ведомств, не относящиеся к плану работы школы, а также бумажные документы (включая бумажный классный журнал), дублируемые электронными.

При этом из перечня мер, необходимых для проведения результативной дебюрократизации общеобразовательной школы, учителя выбрали, в первую очередь, отмену отчетности в бумажном виде (дублирующую электронные документы), четкую регламентацию перечня документов, за которые несут ответственность учителя, ограничение требования информации и статистических данных для различных ведомств. Что касается электронного дневника и журнала, то более 52% опрашиваемых согласились, что эти сервисы являются оправданным инструментом взаимодействия в связке «школа-ученик-родитель». Однако, по мнению педагогов, для эффективного ведения электронных журналов необходимо оснастить школы современной компьютерной техникой и высокоскоростным доступом в Интернет.

Могут ли результаты аттестации педагогического работника являться основанием для их увольнения за несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации? Узнайте из материала «Аттестация педагогических работников» в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Также опрашиваемые выбрали наиболее обременительные для них обязанности и мероприятия, которые не влияют на качество образования и воспитания и, по их мнению, должны быть исключены из практики. Среди них:

  • дежурство по школе, в т. ч. в праздничные дни;
  • принудительное участие в мероприятиях, не запланированных школой;
  • проведение мероприятий во внеурочное время, а также вечернее патрулирование;
  • организация ОГЭ и ЕГЭ, а также участие в интернет-конкурсах, платных олимпиадах и т. д.

Таким образом, большинство педагогов признали, что бюрократизация мешает им работать и не оставляет возможности для творчества. В связи с этим Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала Минпросвещения России «отсечь излишнюю отчетность учителей», в т. ч. с применением механизмов регуляторной «гильотины» как инструмента анализа и пересмотра законодательства, позволяющего выявить и устранить устаревшие требования.

Результаты опроса переданы Министру просвещения РФ Ольге Васильевой. Предполагается, что они будут учтены при разработке мер по освобождению учителей от излишней бюрократической нагрузки.