Dmytro Yashchuk/ Shutterstock.com
Тему востребованности в будущем профессии контролера и аудитора в связи с переходом к цифровой экономике обсудили представители госсектора, бизнеса и науки в рамках III Международной научно-практической конференции «Каким должен быть контролер будущего? Роль и место контроля в цифровой экономике». По их мнению, несмотря на то, что информационные технологии упростили жизнь граждан, с внедрением цифровой экономики возникло ряд сложностей. Например, появилась потребность в развитии компетенций специалистов практически всех сфер деятельности.
Как рассказали эксперты, требования к знаниям и навыкам контролеров и аудиторов станут только строже, но сами эти профессии будут продолжать пользоваться спросом. По словам руководителя Федерального казначейства Романа Артюхина, в будущем 70-80% работы контролеров будет заключаться в мониторинге, аналитике, консультировании и применении риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля. «Цифровая экономика основана на едином массиве данных. Это одновременно и преимущество, и угроза для общества, поэтому необходимо, в первую очередь, делать упор на обучение специалистов по кибербезопасности, машинному обучению и аналитике больших данных. При этом это должны быть проактивные профессионалы с гибким мышлением», – считает он.
С такой позицией согласился также Управляющий директор – начальник Управления стандартов и процессов информационной безопасности ПАО «Сбербанк России» Алексей Волков. Он отметил, что в скором времени торговые площадки будут связаны между собой через блокчейн, информация будет храниться в big data и управляться искусственным интеллектом, поэтому нужно будет уметь управлять рисками, рассматривать все возможные сценарии событий. «Аудиторы и контролеры должны будут, в первую очередь, брать ответственность за результат информационных процессов, обладать системным мышлением, помогать бизнесу и гражданам», – считает эксперт.
Руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Константин Носков рассказал участникам конференции, что уже сейчас ФНС России, ПФР, Казначейство России, ГИБДД ведут работы по внедрению мобильных и облачных технологий, благодаря которым информация автоматически приходит в контрольные органы непосредственно через электронный документооборот. «С учетом возрастающей аналитической функции проверяющего, для решения поставленных перед ним новых задач необходимо пересмотреть кадровую политику контрольных органов. В частности, это касается, квалификационных требований к профилю контролера», – отметил он.
Какие требования предъявляются к аудитору ООО, узнайте из «Энциклопедии решений. Корпоративное право« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин рассказал, что именно таким видением ситуации руководствуются в университете при создании программ бакалавриата и магистратуры для финансистов и сотрудников налоговых органов. «Информационные технологии требуют другого качества аудита. Учитывая большое количество выявляемых в ходе проверок нарушений, мы должны максимально переложить контрольные функции в электронный алгоритм, тем самым повысим качество контроля», – подчеркнул ректор университета.
По мнению начальника Главного конрольного управления города Москвы Евгения Данчикова, при переходе к цифровой экономике Россия может сделать серьезный рывок во всех отраслях хозяйства. Однако, помимо достоинств, присущих экономике будущего, он также отметил, что у нее много рисков. «Выходя в виртуальное цифровое пространство, мы все понимаем, что там будем хранить свои данные, большие объемы информации, поэтому перед государством стоит задача обеспечить безопасность людей в этом новом мире», – отметил эксперт.
Напомним, что распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г №1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики. Так, например, к 2018 году должны быть разработаны образовательные и профессиональные нормативные документы, требования к описанию компетенцией цифровой экономики, запущена их пилотная реализация и апробация (ч. 4 раздела VI программы).