Belenos / Shutterstock.com
Указанным документом планируется проведение трехэтапной реформы рынка юридических услуг. Реформа пройдет в рамках государственной программы РФ «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312.
Так, на первом этапе (в следующем году) предполагается:
- предоставить адвокатам возможность выбора существующих организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций для ведения адвокатской деятельности (объединения в адвокатские образования), но создание новых форм, не указанных в Гражданском кодексе, при этом не планируется;
- предоставить адвокатам право работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями;
- детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от избранной формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи;
- предоставить возможность использования адвокатскими образованиями средств индивидуализации;
- обеспечить возможность участия адвокатских образований в госзакупках;
- ввести правило, что оказание юридической помощи иностранными адвокатами или юристами возможно только при условии их регистрации в специальном реестре и только по вопросам права данного иностранного государства;
- установить запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над адвокатскими образованиями.
На втором этапе, в 2019 году, планируется разработать НПА, обеспечивающие временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру. В рамках упрощенного порядка будет осуществляться проверка знаний в форме теста только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. А кроме того – могут быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами при вступлении в адвокатуру. Для адвокатских образований, оказывающих помощь благотворительным и некоммерческим организациям на безвозмездной основе, планируется предусмотреть дополнительные преференции. К примеру, это может стать обязательным условием при размещении заказов на оказание юридических услуг для госнужд.
А на третьем этапе, с 2020 по 2022 годы, будет осуществляться прием в адвокатуру в упрощенном порядке, а уже с 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях смогут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, законные представители, руководители организаций и НКО, и другие участники государственной системы бесплатной юридической помощи.
С этой же даты платную юридическую помощь смогут оказывать только адвокаты и адвокатские образования. При этом коммерческим организациям, оказывавшим юридические услуги и планирующим продолжить их оказание в дальнейшем, до 1 января 2023 года нужно будет привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами и получить статус адвокатского образования.
Как поясняет Минюст России, проект концепции1 не является окончательным и может быть доработан с учетом предложений, высказанных в ходе обсуждения.
Добавим, что члены адвокатского сообщества ранее отмечали, что у практикующих юристов могут возникнуть определенные сложности с переходом на новую форму работы, так как бывшие юрисконсульты не смогут заниматься практикой в адвокатуре в привычной им форме. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, опытным юрисконсультам для получения пятилетнего стажа работы адвокатом (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») придется работать в течение этого срока в каком-либо адвокатском образовании. И в связи с этим они могут оказаться в невыгодном положении, так как будет оцениваться их деятельность в новом статусе, а не прошлый опыт.
В то же время в Госдуме находится законопроект Павла Крашенинникова, устанавливающий, что с 1 июля следующего года представителями по гражданским и административным делам в судах и делам в арбитражных судах смогут выступать только российские граждане, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.